р. Шмуэль Меир Вайс: "Уверен, что лет через пять в Самаре
будет хорошая большая община, объединяющая сотни
и, дай Б-г, тысячи евреев"

 

- Рав Шмуэль, почему Вы приехали именно в Самару?
- В иудаизме ничего случайного нет. Видно, Б-г захотел, чтобы я приехал в Самару, я и приехал. Почему он захотел, это вопрос к нему, а не ко мне.
Но было, конечно, и предложение от руководства КЕРООР (Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России), раввина Пинхаса Гольдшмидта. Когда он узнал, что я готов ехать в Россию, он предложил мне Самару. Почему - понятно. В Самаре проживает около 10 тысяч евреев. Это серьезное сообщество, которому нужна помощь в таком непростом деле, как восстановление национальных традиций.
В создании полноценной еврейской общины и состоит моя работа, важность которой подтвердилась за прошедший год. Я родился не здесь, у меня нет тут никаких корней. Я здесь только потому, что здесь есть евреи, а для них я готов делать всё, что могу.

- Чем, на Ваш взгляд, особенны российские евреи?
- Тем, что они российские евреи, а не еврейские россияне. Коммунизм 70 лет "хорошо поработал", и евреи, которые сегодня живут в России, не только в Самаре, а во всей России, они, в первую очередь, россияне. Т.е. в большей степени русские, а только потом евреи. А это значит, что они очень далеки от еврейской религии, от еврейской культуры, от еврейского духа, а, значит, и от своих корней.
И в этом главное отличие российских евреев от других евреев, которые живут в диаспорах Европы, Америки. И, конечно, не говоря об Израиле. Евреи, живущие в других странах, не испытывали нравственных страданий в последние 70 лет, им разрешали учить главную Книгу еврейства, вечно действующий и постоянно подпитывающий наш народ моральный кодекс - Тору. Она позволяла евреям, оставаясь законопослушными гражданами стран проживания, сохранять и поддерживать при этом свои национальные черты, подпитывать дерево еврейской жизни. А проводимая долгие годы в России массовая ассимиляция нанесла большой вред национальному самосознанию, в результате чего еврей забыл, что он еврей.
У большинства пожилых людей присутствует старый бытовой страх, боязнь прикоснуться к тому, что долгое время было под государственным запретом. Это пройдет. Но очень хотелось бы, чтобы молодые люди, которые не жили в те времена, проявили больше желания, понимания, важности проводимой нами работы по духовному восстановлению, которое так необходимо в наше очень сложное, информационно перегруженное время.

- Где Вы раньше жили, в Израиле или в России, до того, как приехали в Самару? Чем отличается жизнь в России?
- Последние 12 лет я тесно связан с Россией, особенно с Москвой. Там я преподавал в еврейском колледже, который открыли мои родители. Семь лет назад я организовал в Иерусалиме институт для русскоязычных еврейских девушек, в том числе и для тех, которые раньше обучались в этом колледже.
Я много открыл для себя в России, стал лучше понимать жизнь россиян, духовные потребности российских евреев. Последние два года перед приездом в Самару я жил в Израиле, а теперь я уже больше года в Самаре, прекрасном волжском городе с интересными многонациональными традициями. И, что особенно важно, с еврейскими традициями в том числе. Когда, год тому назад, я увидел прекрасное, хотя пока заброшенное здание городской Хоральной синагоги, я понял, не надо начинать с чистого листа. Есть краеугольный камень, после восстановления которого, я уверен, еврейское дерево жизни расцветет.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье. В какой семье вы росли?
- Я родился в Израиле в семье потомственных раввинов. Со стороны папы мы ведем генеалогию от великого мудреца рабби Акивы Эгера, жившего 150 лет тому назад. А со стороны мамы - от брата Виленского Гаона, рабби Авраама.
В нашем доме всегда царила еврейская духовная атмосфера и я, как все ортодоксальные евреи, в 3 года пошёл в хедер (еврейскую школу), а затем учился в самой крупной сегодня йешиве "Мир".
После свадьбы я вместе со своей женой Надей (она коренная москвичка) работал в женском колледже, организованном моими родителями в Москве.
Мой папа - очень известный раввин в Израиле, преподавал во многих учебных заведениях по всей стране. Он настоящий мудрец и философ, бывшие ученики, живущие в разных странах мира, обращаются к нему за советом.
Моя мама - потрясающе активная женщина, знает 8 языков. На её энтузиазме держится школа, семинар, община "Бет Егудит", а теперь ещё и хедер для мальчиков. Она воспитала и дала путевку в жизнь более чем четырёмстам девушкам, которые создали настоящие еврейские семьи.
В моей семье четыре брата и две сестры. Все мои братья и сёстры создали семьи, у меня уже более 20 племянников и племянниц. К несчастью, мой младший брат Исраэль умер в прошлом году после тяжелой болезни, оставив молодую жену и двух замечательных детей. Всю свою короткую жизнь он посвятил воспитанию еврейских мальчиков в Москве, руководя школой "Мория". Наша синагога в Самаре "Ор Исраэль" названа в его честь.

 

На фото - Супруги р. Шмуэль и Надя Вайс

 

- Тяжело ли Вам привыкнуть к жизни здесь, в Самаре?
- Я не скажу правду, если отвечу, что легко. Главное, что пока не сформирована полноценная еврейская община, не налажена нормальная еврейская жизнь. Мы в пути: стакан наполняется. И я, как раввин, обязан смотреть на "полный стакан, того, что есть". Для меня хорошо, когда евреи возвращаются в религию, когда и молодёжь, и пожилые приходят в синагогу. И когда собираются даже 10, 15, 20 человек, то такие моменты дают мне энергию. Я понимаю, что ради этого стоило приехать сюда, в Самару.
Не скрою, одна из серьёзных проблем - финансовая, как, впрочем, и для всех новых дел. К сожалению, практически не чувствуется поддержка бизнеса, настоящего, как у вас говорят, социально ответственного. Фактически, приходится работать в убыток. Но ради этого, необходимого для самарцев духовного труда, я готов продолжать работу.
Радуется душа, которая видит результаты, достигнутые за прошедший год. Есть община, для которой каждая Суббота, и, конечно, традиционные праздники, которые стали важной частью еврейской жизни в Самаре. Я надеюсь на дальнейшее продолжение этого процесса, только надо иметь большое терпение. Уверен, что лет через пять здесь будет хорошая большая община, объединяющая сотни и, дай Б-г, тысячи самарцев, чтобы каждый имел какую-то связь с синагогой.
Я не говорю, чтобы все были праведниками и молились 3 раза в день. Это пока нереально. Ну, пусть хотя бы приходят несколько раз в год в синагогу. И не только, чтобы взять коробку мацы, а для того, что послушать урок Торы. Чтобы ощутить праздники души, которая без понимания своих корней существовать не может. Этого пока в Самаре нет, хотя во многих городах России есть. Я не говорю о Москве или Санкт-Петербурге. Есть более близкие примеры, такие как наш волжский сосед - Саратов.
Думаю, что все понимают, что полноценная традиция - это жизнь, а не просто фольклор, история, какая-то интересная книга, которую мы читаем в субботу, когда хотим спать. Традиция, это когда мы живем и чувствуем, что есть вечный закон, который управляет нашей жизнью, показывает нам единственно правильную дорогу. Если еврей подчиняется этому, то он живет.
Как написано в Талмуде, цадики (праведники) живут и после смерти, потому что осталось их духовное наследство. Я открываю Талмуд и читаю слова раввинов, сказанные 2000 лет назад, и они актуальны, как будто сказаны сегодня, это слова из жизни, а слова, которые сказал какой-нибудь премьер-министр 300 лет тому назад, кто их вспомнит? Многие думают, что религия - это какой-то примитив или это просто не касается нашей жизни. Я приехал в Самару, чтобы объяснить людям, что это не так. Тора дана нам на все времена. Как и вся религия, которая на самом деле касается всех сторон современной жизни.
К сожалению, пока к нам приходят не все, кому это действительно необходимо. Мы надеемся, что это пока… Очень жаль, потому что уже есть возможность, есть синагога, есть преподаватели здесь. Приходите, учитесь, узнавайте то, что давно стучится в вашу жизнь. Еврейскую жизнь, которая, хотите вы, или не хотите, с вами "зарегистрирована" - с самого дня вашего рождения! Двери нашей синагоги всегда открыты для вас. Как правило, тот, кто пришел, уже и остается, так как он видит правду.

- А что для вас главное в жизни?
- Для меня главное в жизни - выполнить мою задачу: соблюдать заповеди, и набрать как можно больше духовных знаний, чтобы после моей смерти моя душа вернулась в будущий мир. И когда Вс-вышний спросит меня, я отвечу, что выполнил все пункты. И если мне это удастся, я буду счастлив. Сейчас я нахожусь в пункте "С" - "Самаре". И это для меня очередной этап, на котором я должен приложить все свои силы, чтобы осветить путь жизни евреев, живущих в этом городе, и постараться вытащить их из того духовного "болота", в котором они не по своей вине оказались.

 

Беседу вела Яэль (Юлианна) Каганова

 

На фото - р. Шмуэль Вайс ведет молитву в синагоге "Ор Исраэль"